Как написать программу на языке Pascal
Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри программы. Все переменные программы в Турбо Паскаль должны быть объявлены в разделе описания переменных (см. далее).
Наряду с переменными в программах используются и константы. Константа - это идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного типа. Константы, как и переменные, должны объявляться в соответствующем разделе программы.
В Турбо Паскаль применяется несколько стандартных видов констант:
- Целочисленные константы. Могут быть определены посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатиричном формате данных. Это число не должно содержать десятичной точки.
- Вещественные константы. Могут быть определены числами, записанными в десятичном формате данных с использованием десятичной точки.
- Символьные константы. Могут быть определены посредством некоторого символа (заключенного в апострофы).
- Строковые константы. Могут быть определены последовательностью произвольных символов (заключенных в апострофы).
- Типизированные константы. Представляют собой инициализированные
переменные,
которые могут использоваться в программах наравне с обычными переменными.
Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное
значение. Например:
year: integer = 2001; symb: char = '?'; money: real = 57.23;
Выражение
Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Выражение состоит из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок.Структура программы на языке Pascal
Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными характеристиками программы являются: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. О соответствии этих показателей решаемой задаче и возможностям компьютера должен позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим требованием является точность. Ограничения по объему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.
Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования или любого другого редактора.
Набирая текст программы, программист может произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.
Такая схема записи создает условия для лучшего понимания программы и значительно более быстрого обнаружения в ее тексте ошибок. Следует учитывать, что максимальный размер программы на Pascal ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти, следует использовать библиотечные модули (.TPU-файлы) или оверлейные структуры.
Оверлеи – части исполняемой программы, которые используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут замещать друг друга в памяти.
Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный блок — это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в котором они описаны, и все вложенные в него блоки.
Program ... ; { Заголовок программы }
Uses ... ; { Подключение модулей }
Label ... ; { Раздел объявления меток }
Const ... ; { Раздел объявления констант }
Type ... ; { Раздел объявления новых типов }
Var ... ; { Раздел объявления переменных }
Procedure ... ; { Описание своих процедур }
Function ... ; { Описание своих функций }
Begin { начало основной программы }
...;
{ Операторы }
...;
End.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется.
Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".
ПРИМЕР 1 : Простейшая программа.
program prim_1; { демонстрация структуры программы}
{эта программа не требует никаких объявлений и описаний}
begin // здесь точка не ставиться
write('Привет! Это наша первая программа.') (* эта строка текста появится на экране *) {Текст обязательно должен быть заключен в одинарные кавычки- 'апострофы'}
end.
Если текст заключен в такие (* *) или такие { } скобки, или перед тестом находятся // , это значит, что текст закомментирован, и программа его не учитывает. Это необходимо, если программисту надо сделать какие-либо пояснения к программе.<< 1 2 3 4