Как написать программу на языке PascalПонятие о переменной и константы
Переменной называют элемент программы, который предназначен
для хранения,
коррекции и передачи данных внутри программы. Все переменные программы
в Турбо Паскаль должны быть объявлены в разделе описания переменных (см. далее).
Наряду с переменными в программах используются и константы.
Константа - это
идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного
типа. Константы, как и переменные, должны объявляться в соответствующем
разделе программы.
В Турбо Паскаль применяется несколько стандартных видов констант:
ВыражениеВыражение задает правило вычисления некоторого значения. Выражение состоит
из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок.
Структура программы на языке PascalПрограмма
реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает
последовательность действий, выполняемых над определенными данными с
помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными
характеристиками программы являются: точность полученного результата,
время выполнения и объем требуемой памяти. О соответствии этих
показателей решаемой задаче и возможностям компьютера должен
позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим
требованием является точность. Ограничения по объему памяти и времени
выполнения носят менее жесткий характер.
Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор
текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов
системы программирования или любого другого редактора. Набирая текст программы, программист может
произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с
любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой
строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее
удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке
произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая
программа легче читается.
Существуют различные схемы написания программ на
языке Pascal, все они отличаются количеством отступов слева в каждой
строке и различным использованием прописных букв.
Можно рассмотреть следующую схему:
– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;
– имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;
– операторы записываются только строчными буквами;
– логически подчиненные структуры записываются на
одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более
старшим.
Такая схема записи создает условия для лучшего
понимания программы и значительно более быстрого обнаружения в ее тексте
ошибок. Следует учитывать, что максимальный размер программы на Pascal
ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные
модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают
64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти,
следует использовать библиотечные модули (.TPU-файлы) или оверлейные
структуры.
Оверлеи – части исполняемой программы, которые
используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент
времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от
выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут
замещать друг друга в памяти.
Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.
Блок может содержать в себе другие блоки. Блок
состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть
может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не
входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный
блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный
блок — это основная программа, он должен присутствовать в любом случае.
Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно.
Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются
глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в
котором они описаны, и все вложенные в него блоки.
Блочная структура обеспечивает структуризацию
программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на
языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для
выполнения из раздела операторов основной программы.
Исходя из этого можно записать структуру программы следующим образом:
Program ... ; { Заголовок программы }
Uses ... ; { Подключение модулей }
Label ... ; { Раздел объявления меток }
Const ... ; { Раздел объявления констант }
Type ... ; { Раздел объявления новых типов }
Var ... ; { Раздел объявления переменных }
Procedure ... ; { Описание своих процедур }
Function ... ; { Описание своих функций }
Begin { начало основной программы }
...;
{ Операторы }
...;
End.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end
с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок
программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и
состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется. Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой". ПРИМЕР 1 : Простейшая программа.
program prim_1; { демонстрация структуры программы}
{эта программа не требует никаких объявлений и описаний}
begin // здесь точка не ставиться
write('Привет! Это наша первая программа.') (* эта строка текста появится на экране *) {Текст обязательно должен быть заключен в одинарные кавычки- 'апострофы'}
end. Если текст заключен в такие (* *) или такие { } скобки, или перед тестом находятся // , это значит, что текст закомментирован, и программа его не учитывает. Это необходимо, если программисту надо сделать какие-либо пояснения к программе.
<< 1 2 3 4
|