Суббота, 18.05.2024, 16:50
Информатика в школе
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Как написать программу Регистрация Вход
Форма входа

Меню сайта

Мини-чат
300

Категории
Школа и сайт [4]
Software [18]
Hardware [14]

Календарь
Календари для ucoz

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как написать программу на языке Pascal

Понятие о переменной и константы

Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри программы. Все переменные программы в Турбо Паскаль должны быть объявлены в разделе описания переменных (см. далее).

Наряду с переменными в программах используются и константы. Константа - это идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного типа. Константы, как и переменные, должны объявляться в соответствующем разделе программы.

В Турбо Паскаль применяется несколько стандартных видов констант:

  • Целочисленные константы. Могут быть определены посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатиричном формате данных. Это число не должно содержать десятичной точки.
  • Вещественные константы. Могут быть определены числами, записанными в десятичном формате данных с использованием десятичной точки.
  • Символьные константы. Могут быть определены посредством некоторого символа (заключенного в апострофы).
  • Строковые константы. Могут быть определены последовательностью произвольных символов (заключенных в апострофы).
  • Типизированные константы. Представляют собой инициализированные переменные, которые могут использоваться в программах наравне с обычными переменными. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение. Например:

    year: integer = 2001;
    symb: char = '?';
    money: real = 57.23;
    

Выражение

Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Выражение состоит из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок.

Структура программы на языке Pascal

Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными характеристиками программы являются: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. О соответствии этих показателей решаемой задаче и возможностям компьютера должен позаботиться сам программист. В большинстве случаев определяющим требованием является точность. Ограничения по объему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.

Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования или любого другого редактора.

Набирая текст программы, программист может произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.

Существуют различные схемы написания программ на языке Pascal, все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв.
 
Можно рассмотреть следующую схему:
– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;
– имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;
– операторы записываются только строчными буквами;
– логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более старшим.

Такая схема записи создает условия для лучшего понимания программы и значительно более быстрого обнаружения в ее тексте ошибок. Следует учитывать, что максимальный размер программы на Pascal ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти, следует использовать библиотечные модули (.TPU-файлы) или оверлейные структуры.

Оверлеи – части исполняемой программы, которые используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут замещать друг друга в памяти.

Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.

Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный блок — это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в котором они описаны, и все вложенные в него блоки.

Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.
 
Исходя из этого можно записать структуру программы следующим образом: 

Program ... ; { Заголовок программы }

Uses ... ; { Подключение модулей }

Label ... ; { Раздел объявления меток }

Const ... ; { Раздел объявления констант }

Type ... ; { Раздел объявления новых типов }

Var ... ; { Раздел объявления переменных }

Procedure ... ; { Описание своих процедур }

Function ... ; { Описание своих функций }

Begin { начало основной программы }

...;

{ Операторы }

...;

End.

Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется.

Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".

ПРИМЕР 1 : Простейшая программа.

program prim_1; { демонстрация структуры программы}

{эта программа не требует никаких объявлений и описаний}

begin   // здесь точка не ставиться

write('Привет! Это наша первая программа.') (* эта строка текста появится на экране *) {Текст обязательно должен быть заключен в одинарные кавычки- 'апострофы'}

end.

Если текст заключен  в такие (* *) или такие { } скобки, или перед тестом находятся // , это значит, что текст закомментирован, и программа его не учитывает. Это необходимо, если программисту надо сделать какие-либо пояснения к программе.


<< 1 2 3 4  
                                                                                                                                                                                                                                       
Часы

Праздники России

Праздники России



Uploader

Поиск

Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Программисту
  • Олимпиаднику
  • Как создать сайт с нуля
  • Сайт МОУ СОШ №81
  • 3DNews

  • Александр Михайлович Марченко © 2024 Конструктор сайтов - uCoz