Суббота, 18.05.2024, 16:40
Информатика в школе
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная операторы и операции Регистрация Вход
Форма входа

Меню сайта

Мини-чат
300

Категории
Школа и сайт [4]
Software [18]
Hardware [14]

Календарь
Календари для ucoz

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оператор присваивания

Оператор присваивания имеет вид:

переменная:= выражение (s:=a+b; и др.)

В качестве переменной может быть простая переменная, разыменованный указатель, переменная с индексами или компонент переменной типа запись. Выражение должно иметь тип, либо совпадающий с типом переменной, либо неявно к нему приводящийся (см. Неявное приведение типов).

Если переменной , в разделе описаний присваивается тип, ставиться только "двоеточие":

переменная:тип (a:real;)

Операторы ввода и вывода

Ввод данных

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.
Формат:

Read (список переменных);
Readln (список переменных);

где <список переменных> - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Например:
Readln (x, y, z);
Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

Вывод данных

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN.
Формат:Write (список выражений);
Writeln (список выражений);Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln. Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение. Например, оператор write (10:3, 55:6) займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 - шесть позиций на экране.При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия. Например, x = 3,14159, то оператор write (x:6:2) займет для вывода переменой х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробный части х (т. е. значение х будет округлено до 3,14).

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки (апострофы). Например, при выполнении фрагмента программы 

х: = 3.5;
Write ( 'Ответ ', х: 4,'км/с')

на экране будет выведено:
Ответ: 3.5 км/с

Для вывода информации на бумагу необходимо с помощью команды USES PRINTER в разделе объявлений и соглашений подключить модуль управления выводом на печать, после чего использовать один из операторов вывода, начиная список выражений со служебного слова LST. Например, оператор


Write (lst, 'x=', 2.74);

выведет на бумагу текст: x = 2.74

Математические операции

В таблице приведены основные математические операции Турбо Паскаль.

Символ операции Название операции Пример
*
умножение 2*3 (результат: 6)
/
деление 30/2 (результат: 1.5E+01)
+
сложение 2+3 (результат: 5)
-
вычитание 5-3 (результат: 2)
div
целочисленное деление 5 div 2 (результат: 2)
mod
остаток от деления 5 mod 2 (результат: 1)

Над логическими аргументами в Турбо Паскаль определены следующие операции:

  • NOT - логическое отрицание ("НЕ")
  • AND - логическое умножение ("И")
  • OR - логическое сложение ("ИЛИ")
  • XOR - логическое "Исключающее ИЛИ"

Результаты выполнения этих операций над переменными А и В логического типа приведены в таблице истинности.

A B  not A   A and B   A or B   A xor B 
true true false true true false
true false   false true true
false true true false true true
 false   false    false false false










Приоритет операций

Порядок вычисления выражения определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций:

  • унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @
  • операции типа умножения:  *  /  div  mod  and
  • операции типа сложения:  +  -  or  xor
  • операции отношения:  =  <>  <  >  <=  >=  in
Порядок выполнения операций переопределить можно с помощью скобок. Например 2*5+10 равно 20, но 2*(5+10) равно 30

Основные математические функции

В этом разделе приведены основные математические функции, встроенные в системную библиотеку  Паскаль.

Abs(X)

Возвращает абсолютное значение числа X.
Cos(X), Sin(X)
Возвращает косинус (синус) числа X, где X - угол в радианах.

Функций тангенс и котангенс в Турбо Паскале нет. Для их вычисления используйте выражение sin(x)/cos(x) (или cos(x)/sin(x) для котангенса).

ArcTan(X)
Возвращает арктангенc числа X.
Exp(X)
Возвращает число, равное e в степени X.
Ln(x)
Возвращает число, равное натуральному логарифму от числа X.
Pi
Число Пи.
Sqr(X)
Возвращает число, равное квадрату числа X.

Функции возведения в произвольную степень в Турбо Паскале нет. Используйте многократное умножение для возведения в целочисленную степень, либо функции Exp и Ln для возведения в вещественную степень.

Sqrt(X)
Возвращает число, равное квадратному корню из числа X.
Trunc(X)
Возвращает число, равное целой части числа X. (Происходит отбрасывание дробной части числа X. Результат выполнения имеет тип Longint).
Frac(X)
Возвращает число, равное дробной части числа X.
Int(X)
Возвращает число, равное целой части числа X. Результат выполнения функции - real.
Round(X)
Функция округляет число X. Возвращаемое значение имеет тип Longint.
Random(X)
Возвращает случайное целое число в диапазоне 0..X. Если аргумент опущен (Random), то возвращается случайное вещественное число от 0 до 1.

Перед использованием random в программах рекомендуется сначала инициализировать генератор псевдослучайных чисел процедурой Randomize. В противном случае при каждом запуске программы будет генерироваться одна и та же последовательность случайных чисел.

Пример. Вывод на экран 5 случайных чисел в диапазоне -10..10.

var i: integer;
begin
 randomize;
 for i:=1 to 5 do 
writeln(random(21)-10); end.
Inc(X,Y)
Увеличивает значение числа X на Y. Если число Y не указано, то увеличение происходит на 1.
Dec(X,Y)
Уменьшает значение числа X на Y. Если число Y не указано, то уменьшение происходит на 1.

 


<<  1 2 3 4
Часы

Праздники России

Праздники России



Uploader

Поиск

Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Программисту
  • Олимпиаднику
  • Как создать сайт с нуля
  • Сайт МОУ СОШ №81
  • 3DNews

  • Александр Михайлович Марченко © 2024 Конструктор сайтов - uCoz